Владимир Жилкин - Архипастырь – первый из новомучеников

10 февраля – Собор новомучеников и исповедников Российских

90 лет со дня мученической кончины митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), первого новомученика из числа русских иерархов
 

Честные мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, были обретены летом 1992 года и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Память сщмч. Владимира празднуется в день его мученической кончины, 7 февраля, и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.

В 1981 году Русская Православная Церковь Заграницей совершила прославление русских святых, просиявших в сонме Новомучеников и Исповедников Российских. Принявшие смертные муки от христоненавистников Царственные страстотерпцы и бесчисленные новомученики и исповедники – архипастыри, пастыри, монашествующие и православные миряне, предстали в своей нетленной славе. Это торжество, свершившееся в Русском Зарубежье, отозвалось великой радостью в Отечестве. Икона, которая была центром чина прославления, немедленно стала распространяться в России. Несмотря на то, что в то время православные из Советского Союза редко попадали за границу, а икону власти преследовали как «антисоветскую», она находила пути в русские дома в виде маленькой открытки, напечатанной и освященной в Свято-Троицком монастыре (Джорданвилль) и её фотокопий.

Память новомучеников и исповедников Российских была приурочена Русской Зарубежной Церковью к ближайшему воскресению от 7 февраля – дня мученической кончины митрополита Киевского и Галицкого Владимира, первого архиерея, казнённого безбожниками. В центре архиерейского чина, как и всей иконы – Престол, у которого стоят Патриарх Тихон и митрополит Владимир, первенствующие среди русских святителей, пострадавших за Христа от большевиков.

Митрополит Владимир (Василий Никифорович Богоявленский) родился 160 лет назад в январе 1848 года в с. Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника. Среднее образование он получил в Тамбовской Духовной семинарии, высшее – в Киевской Духовной академии. Преподавал в Тамбовской семинарии Священное Писание и немецкий язык. В 1882 году он был рукоположен во иерея. Рано потеряв жену и ребёнка, отец Василий принял решение всего себя отдать служению Церкви и в 1886 году принял постриг с именем Владимира, и возведённый в сан архимандрита, был назначен настоятелем монастыря. В 40 лет над ним была совершена епископская хиротония. Благоговейное служение епископа Владимира, его вдохновенные и красноречивые проповеди, близость к пастве и внимание к нуждам простых прихожан снискали ему любовь и уважение паствы. Так было повсюду, где он служил – в Новгороде, Самаре и в Грузии. В Грузии, где владыка Владимир (уже архиепископ) был Экзархом, им было построено более 100 храмов и открыто более 300 церковно-приходских школ.

В 1898 году архиепископ Владимир становится митрополитом Московским и священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры. К тому времени Москва, как и Петербург, практически «догнала» Запад в развитии капиталистической городской культуры. Социалистические и атеистические идеи всё шире распространялись в низах городского населения. Митрополит Владимир возглавил в Москве борьбу с силами разрушения за сердца и умы рабочих. Ради этого трудами Владыки был построен епархиальный дом – культурный центр, в котором проводились беседы и лекции, была устроена прекрасная библиотека, внутри здания находился великолепный храм (впоследствии всё это, вплоть до внешнего вида здания, было уничтожено). Владыка разъяснял рабочим антихристианскую и антинародную сущность марксизма, им была создана «Комиссия по организации чтений для фабрично-заводских рабочих». В этих чтениях участвовали будущие выдающиеся деятели черносотенного движения.

Чем более активным было участие в общественной жизни консервативных деятелей Церкви, тем большая ненависть либералов и революционных демократов окружала их. Владыка Владимир шёл прямым путём, не обращая внимания на «общественное мнение». В 1901 году он без колебаний подписал постановление Синода об отлучении графа Л.Н. Толстого от Церкви, в 1905 году выступил с разъяснением опубликованных С.А. Нилусом «Сионских протоколов». Кажется, не было в жизни России «болевых точек», которые оставались бы без внимания митрополита Владимира. Он принципиально отвергал «политику» с её компромиссами и лавированием. Благодаря этому он не удержался на первой по значению Петербургской (Петроградской) кафедре, на которую был поставлен в 1912 году. В 1915 году Владыка на личной аудиенции у Государя пытался доказать Императору Николаю II, что близость к его семье Распутина пагубно сказывается на состоянии общества и государства... 

В конце 1915 года митрополит Владимир покинул столицу. Он был переведён на Киевскую кафедру, третью по значению, но самую почётную по старшинству. Ему пришлось делить свою жизнь между Киевом и Москвой, принимая деятельное участие в подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви. Владыка Владимир стал его важнейшим участником как первенствующий член Святейшего Синода и самый авторитетный святитель. В этом качестве он совершил при открытии Собора чин Божественной Литургии.

Члены Собора представляли всю полноту Русской Православной Церкви. Их было 564 человека – архиереи, клирики, церковнослужители, монашествующие и православные миряне. Начало работы Собора было исполнено оптимизма. Падение монархии еще не осознавалось как катастрофа. Многие уповали на неодолимое могущество патриаршего престола, который в России приходит на смену царскому. Тогда же пришло горькое сожаление об утрате Церковью оплота в лице православного государства.

Будучи почётным председателем Собора митрополит Владимир, открывая его рабочее заседание, произнёс вступительное слово. Владыка говорил о необходимости для членов Собора стремиться к единомыслию во имя будущего Русской Церкви. О Церкви он сказал: «Это скала, о которую разобьются всякие волны». Он был прав в этом, но как и большинство тогда, не мог предвидеть, какой величины волны адской стихии вскоре обрушатся на Церковь и на Россию.
21 ноября 1917 года митрополит Владимир возглавил чин интронизации избранного Собором Патриарха Московского и всея Руси Тихона. Страна начинала жить под новой властью. В дни своего «великого Октября» большевики, завладев после артобстрела Московским кремлём, превратили его в охраняемую зону. Укрывшись за крепостными стенами посреди захваченной страны, они немедленно устремились в сокровищницы и ризницы за «бриллиантами для диктатуры пролетариата», а членов Собора заставили долго просить о разрешении совершить в Успенском соборе чин интронизации Патриарха.

Всласть поглумившись, «хозяева» Кремля позволили взять из патриаршей ризницы «на время» святыни, необходимые для совершения чина. Митрополит Владимир с приветственным словом вручил Патриарху жезл святого митрополита Петра. По совершении чина Церковь покинула Успенский собор и Московский кремль на долгие десятилетия...

После избрания Патриарха всея Руси митрополит Владимир вернулся в Киев, где со времени прихода на кафедру был окружён великим почитанием и любовью. Но после февраля 1917 года переменилось многое. Подспудно развивавшиеся в российском государстве и обществе деструктивные силы в одночасье вышли на поверхность. Националисты на окраинах России легко выхватили из слабых рук Временного правительства бразды правления, и в унисон с ними заявили о себе недруги России в церковной среде. Наряду с провозглашением «автономий» началось самочинное провозглашение не зависимых от Синода национальных «церквей», захват же власти большевиками инициировал превращение на окраинах России автономных республик в независимые государства. Защищая русское национальное и церковное единство, Владыка испытывал сильнейшее давление со стороны так называемой «Украинской церковной рады», которая то требовала его удаления с Киевской кафедры, то предлагала ему стать украинским патриархом. Владыка и слышать об этом не хотел. Посулы, лесть и угрозы сепаратистов были бессильны. Наихудшему суждено было случиться с захватом Киева большевиками. Митрополит находился в Лавре в своих покоях, когда к нему пришла группа вооружённых людей. Владыку вывели за пределы Лавры и расстреляли. Это произошло 7 февраля 1918 года.

В Москве на заседании, посвящённом памяти убиенного митрополита, Святейший Патриарх назвал его кончину «жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России»... Вслед этим словам Патриарха протоиерей Иоанн Восторгов подчеркнул, что «в жертву всегда избирается лучшее, а не худшее. Вот где тайна мученичества старца-митрополита».

Владимир Сергеевич ЖИЛКИН